Если у вас есть кусочек самозатвердевающей глины и несколько ракушек, то, считайте, у вас есть маленький морской мир с его обитателями. Посмотрите, как просто сделать этих очаровательных черепашек, улиток, рачков из таких простых вещей. Обычно много ракушек можно привезти из отпуска, но если не посчастливилось побывать на море, можно побывать в магазине и купить несколько раковин. Вылепите из глины туловища, конечности животных, высушите, покрасьте и приклейте к ракушкам с помощью горячего клея.
Полный мудрости, трогательный рассказ отца, который решил научить дочку печь настоящий хлеб, чтобы рассказать что-то важное о самой жизни
– Жучок, ты поможешь папе приготовить хлеб?
– Настоящий хлеб?
– Да, хороший воздушный хлеб, который мы все сможем съесть.
Через секунду дочь уже была на кухне. Так началось наше с ней приключение о приготовлении хлеба.
– В течение часа нам нужно сделать тесто, если не получится, то придется начать всё заново.
– Серьезно?
– Да, детеныш, это такое правило.
– Мммм… ну ладно.
– Первым делом, мы просеиваем муку.
– Почему, папа?
– Чтобы удостовериться, что в ней нет никаких маленьких комочков или камешков, которые в будущем могут навредить нашему хлебу.
– Камень? Он же сломает наши зубы… ладно, где сито?
Мука. Сито. Ребенок. Не самая продуктивная и быстрая комбинация, особенно если вы делаете это впервые.
– Папа, но где же камни?»
– Их нет, жучок. Это значит, что мука была чистая, но у меня тоже есть вопрос… Где мука?
– В смысле?
– Ну, она должна быть в миске. Где она?
Дочь уставилась на меня широко открытыми глазами, хлопая белыми ресницами. Она так вспотела от стараний, что стала липкой и собрана на себя всю муку. Она вся была белая – от кончиков ушей до самых пяточек. Моя дочь огляделась вокруг и воскликнула в удивлении: «Ой, папа, мука везде!».
«Папа устал после работы», «на работе проблем куча, и тут ты еще», «папе надо поработать, подожди». Не хочу слышать такого от себя дома. Моего внутреннего кота постоянно дергают за усы, подбивая сказать это Артему, но я пока держусь. Это моя батарея Раевского, мой Рубикон. Я для себя решил, что за этот рубеж отступать нельзя.
«Семья — это главное», — убежденно шепчем мы над телами спящих домочадцев, возвращаясь домой с работы в 11 вечера. Перефразируя Маленького принца, мы в ответе за того себя, которого привели вечером домой с работы. Современный офис, нет, не так, современный Офис за день снимает с нас изоленту, и дома близкие получают вместо нас оголенный искрящий провод.
Офис — это уже давно новая безбожная религия, это не «просто работа», не надо иллюзий. Недаром бизнес вырос из протестантской этики. Поэтому в офисах так много потенциальных сектантов и латентных маньяков. Это вы нанимаетесь деньжат подзаработать, а кто-то рядом с вами каждый день приходит на рабочее место умирать за разные аббревиатуры типа kpi. Офис будет снимать с вас стружку, чем дальше — тем слой потолще. Как в любой секте, Офис станет убеждать вас в обратном. Организует полночные тренинги, на которых докажет вам необходимость оставаться за полночь. Еще больше Офис любит лозунг «мы не просто коллеги, мы — одна семья». Когда Офис заявляет, что вы семья, это обычно означает, что вы будете мыть посуду. А если уж Офис заговорит про важность баланса работы и личной жизни, то все, хана, домой вы больше не вернетесь. Если бы Кафка писал свой «Замок» в наши дни, он бы назывался Офис. Чудес не бывает. Если вы посадили на голову дятла, можете быть уверены, что он не только будет долбить вам мозг, но и нагадит на темечко.
Кому-то может показаться, что я призываю всех нас работать плохо. Да, вам правильно показалось, я призываю всех нас работать плохо. Я за плохую работу, если это поможет видеть семью по будням, а не только по выходным и большим государственным праздникам. Я за плохую работу, если это позволит сохранять резервы нашей психики к концу дня. Ведь надо оставлять что-то для потенциальных форс-мажоров у близких. Если мы сами возвращаемся на грани истерики, мы вряд ли сумеем вытереть чужие слезы. Я за плохую работу, если хорошая работа, как любовница, причем как страшная любовница, разрушает наш брак. В конце концов, для меня идеальный баланс работы и личной жизни, если говорить о нем честно, это когда я вечером имею возможность сказать Артему не «папа устал после работы», а «работа устала после папы». А ты тащи сюда свои кубики и промычи мне что-нибудь интересное.
Однажды довелось мне услышать отличную лекцию культуролога (не помню, к сожалению, как ее зовут). Если в двух словах — культура наша стала в значительной степени центрированной на детях.
Если раньше у детей было свое место в доме — детская, а все остальное пространство принадлежало взрослым, и в какие-то его части (кабинет отца, например) вход им был запрещен, то теперь дети вольготно располагаются везде и «метят» территорию своими игрушками, горшками, вещичками и беспорядком.
Если раньше девочки стремились носить мамины платья и туфли, то сейчас мамы одеваются как подростки и скорее готовы «позаимствовать» одежду из гардероба дочери.
В этом много плюсов — больше внимания, больше заботы, больше свободы.
И много минусов — меньше ограничений (которые нужны так же, как и забота, собственно, заботой и являются) и, как ни странно, меньше возможностей. В том смысле, что детям «некуда» взрослеть. Постепенно утрачивается взрослая позиция и взрослое пространство.
Я вспомнила эту лекцию в связи с тем, что наблюдаю в практике. Меняется образ «хорошего родителя». Если раньше важным критерием при принятии решения была предполагаемая реакция (оценка) других родителей, родственников, школы, соседей и т.д., то сейчас — как к этому отнесется сам ребенок: «он не захочет», «ему не понравится», «он будет против».
Безусловно, мнение ребенка важно. И чем он взрослее, тем больше его надо учитывать. Желание услышать и понять ребенка — большая ценность. И вместе с тем, принимать и осуществлять неприятные, но необходимые решения — родительская ответственность. Ее нельзя переложить на детей.
Молчу, жду. Так и сидим. Большая я и маленькая она.
- Я носок вчера потеряла, - вдруг она заговорила. - А сегодня к бабушке ехать. А бабушка меня сильно ругает, когда я теряю что-то. А я его потеряла... А эти носки она дарила.
- Понимаю, - киваю.
- Я искала... но не нашла. И терять не хотела. Просто не заметила, наверное, как выпал, когда переодевалась. Я все теряю...
- Я тоже, - вздыхаю.
- Да? - Девочка повернулась и глянула на меня огромными голубыми глазами. - И носки?!
- Носки в первую очередь, - вздохнула я.
- Нооо... вы же большая.
- Большая, - киваю.
- Но взрослые не теряют ничего.
- Теряют. Но бывает, им так стыдно от этого, что они не признаются в потерях. А может, их в детстве тоже ругали за потерянные носки. Вот они выросли. И сами себя теперь ругают.
- А вы себя ругаете, когда что-то теряете?
- Уже нет. Я себя жалею. Вот представляю внутри себя маленькую меня и глажу ее по голове.
- А я придумала! Я представлю внутри бабушки ее маленькую. С маленькими девочками у меня получается общаться. Если они младше меня. Пусть ей будет 4 годика!
- Вариант, - киваю. - А что ты ей скажешь по носок?
Вздыхает.
- Скажу, что мне очень жаль. И попрошу вспомнить себя в моем возрасте... Как думаете, получится?
- Не знаю, - говорю честно. - Не со всеми срабатывает. Но ты сама себя за носок не ругай. Представь себя взрослой и погладь себя маленькую по голове.
- Спасибо.
Киваю.
Взрослые, не ругайте за потери ни детей, ни себя. Спокойствие и уверенность внутри важнее прочего.
Большая компания взрослых и детей – в сумме почти тридцать человек – собралась уехать на выходные из города.
Процесс подготовки, как это часто бывает, шёл тяжело, утомительно и чрезвычайно долго. Детям было всё равно, куда ехать, лишь бы ехать и вместе, а взрослые детально обсуждали каждый населённый пункт-кандидат, и один за другим по разным причинам браковали все подмосковные города, усадьбы и посёлки с садами и огородами. Наконец через месяц яростных обсуждений выбрали место и начали работать над культурной (шутка о некультурной приелась ещё на стадии обсуждения города) программой. Вскоре оказалось, что по какой-то таинственной причине пятнадцать взрослых человек не могут сойтись в своём видении двух дней отдыха, и поиск золотой середины между круглосуточной беготнёй по экскурсиям и тюленьим сидением в домике занял ещё недели три. Уже на этой стадии у некоторых участников начали пошаливать нервы, результатом чего стали несколько лёгких, но неожиданных стычек в специально созданном чате и трижды заново перезаказанная в экскурсионном бюро программа.
Затем родители вышли на сложнейший этап выбора места проживания. Относительно легко определившись с домом отдыха, они намертво застряли на решении вопроса, какие нужны домики и по какому принципу будет происходить расселение. В общем, не вдаваясь в лишние подробности, скажу только, что одна из мам вышла на этой стадии из состава участников (правда, потом вернулась), а другую, занимавшуюся поселением, вскоре стали узнавать в доме отдыха по голосу.
Эта же последняя мама, которая сейчас пишет этот текст, проявила не свойственную ей решимость и пролоббировала дерзкий вариант размещения: 11-летние дети, бывшие или нынешние одноклассники, и несколько их братьев и сестёр, живут в отдельном большом доме, а взрослые – в таком же доме в пятидесяти метрах от них. Эта самая мама преследовала в первую очередь вполне эгоистические цели: она хотела отдохнуть, пообщаться с приятной компанией взрослых, попеть не вполне детские песни и, в конце концов, выпить вина в спокойной обстановке. Кроме того, я, давно переживая из-за того, что дети ни черта не делают сами, а получают всё с доставкой в широко разинутый клюв, предположила, что детям будет полезно пару дней пожить самостоятельно и коллективом – самим следить за порядком, убирать за собой, взаимодействовать с другими людьми, в общем, немножко поиграть в настоящую жизнь.
Это вообще полезно, но, к сожалению, в тех семьях, где родители могут позволить себе няню или домработницу, дети понятия не имеют, какие движения следует делать руками при мытье посуды и откуда на полках шкафа самозарождаются выглаженные вещи. Другой случай – когда детей от этого оберегают: пусть лучше позанимаются английским или музыкой, они ещё маленькие, они устают и так далее. В общем, беда у современных детей из так называемых хороших семей с ручным трудом, что и говорить. Это легко обнаружить, попросив ребёнка, например, достать масло. Он тут же впадёт в ступор, потому что он понятия не имеет, где в его доме, в котором он живёт уже немало лет, хранят сливочное масло.
Но мы отвлеклись.
Итак, я выступила с идеей отселить наших школьников с глаз долой. Я преодолела сопротивление. Я с удивлением выслушала взволнованный монолог одной из мам на тему того, что современные дети начинают половую жизнь в 10 лет, поэтому вместе их селить нельзя. У меня до сих пор нет никаких идей по этому поводу, но вроде – забегая вперёд – за те два дня, которые мы провели в доме отдыха, никто из детей половой жизнью не зажил. Надеюсь, что я не ошибаюсь.
Наконец, когда мне удалось красноречием и лестью продавить детскую автономию (надо было слышать вопли счастья, раздавшиеся в нескольких московских квартирах, когда дети об этом узнали), и мы вышли на вопрос еды.
Распределение шашлыков и ресторанов заняло всего-то какие-нибудь пять дней и метров шесть обсуждения в чате, и вот мы уже перешли к вопросу завтраков.
Оказалось, что куча мам, конечно, едет отдыхать, но в отличие от меня, эгоистки, которая едет отдыхать-отдыхать, они вполне готовы во избежание потенциального детского гастрита вскочить в шесть часов и сделать блинчики, сырники, кашу, ещё одну кашу, другую кашу, яичницу, бутерброды, омлет, деревенский творог с вареньем, яйца пашот, тосты и прочие прекрасные вещи. И тут я виртуально поднялась во весь свой рост и сказала: пусть сами! Сырьё дадим, и пусть они сами приготовят себе что угодно, хоть те же хлопья с молоком, будь они неладны.
И тут началось.
Надо сказать, что одна из мам меня поддержала, загорелась, как я, которую заклинило на том, чтобы извлечь из этой поездки какую-нибудь педагогическую выгоду, и сказала, что она обеспечит всякие там яйца и муку, а её сын нажарит блинчиков. Я со своей стороны написала, что моя дочь приготовит гречку. И, благо время ещё было, я в этот же день провела дома мастер-класс по гречке, а на следующий день заставила ребёнка варить кашу самостоятельно. Впрочем, «заставила» - неправильное слово, потому что после того как я строго сказала ей: «Даша, ты варишь своим друзьям на завтрак гречку», она вся подобралась, прониклась и куда-то ушла – как позже выяснилось, штудировать интернет на предмет гречки и способов её приготовления. И потом все дни до отъезда она планомерно разрушала мой мозг, требуя положить в чемодан гречку, соль, сахар, молоко, проверяя, положила ли я, выясняя, нормальный ли срок годности у гречки и совершая прочие действия, приводящие меня одновременно в восторг и в бешенство.
Короче говоря, я сказала в родительском чате, что дети пусть приготовят завтрак сами – например, Дашка сделает всем гречку.
«ТЫ ЧТО?????» - немедленно спросили меня.
«ТЫ С УМА СОШЛА?» - поинтересовались родители.
«Они же сожгут её!!!» - написали мне.
И тут я залезла на табуретку и сказала всё, что я думаю.
Материалы, представленные на сайте, взяты из открытых источников.
Информация используется исключительно в некоммерческих целях.
Все права на публикуемые аудио, видео, графические и текстовые материалы принадлежат их владельцам.
Если вы являетесь автором материала, и есть претензии по его использованию,
пожалуйста, сообщите об этом.